Ну, может, не такие они и необычные, ведь сами принципы их построения хорошо известны. Просто уж очень отличаются от заезженных стереотипных решений, принятых в автомобильном аудио. Ну и, соответственно, подход к использованию тоже должен быть с пониманием их работы. Так что главная задача этого теста – выяснить, как их готовить, чтобы они раскрыли свой звуковой потенциал. А он здесь, забегая вперёд, немалый.
Итак, в лаборатории две модели. Первая – это СЧ/ВЧ излучатели Steg SFF1, которые можно рассматривать как альтернативу купольным среднечастотникам с расширенным вверх диапазоном. Они компактные и уже несут на себе акустическое оформление. Цена на момент теста – 17500 рублей. Вторая модель – супертвитеры Steg SST50, по заявке умеющие играть аж до 50 кГц, что, на минуточку, уже выполняет спецификации High Resolution Audio (они на момент теста стоят 16500 рублей).
Начну, пожалуй, с супертвитеров SST50. Кто не в курсе терминологии, «супер» в данном случае означает, что их задача – передавать самый верх звукового диапазона, помогая звучанию основных твитеров. Впрочем, по факту их можно и как обычные твитеры использовать, главное знать, не ниже какой частоты резать. Работают по принципу АМТ – Air Motion Transformer. Они же – излучатели Хейла.
Просто для справки. Такие излучатели впервые были показаны публике Оскаром Хейлом в 1964 году, а в 1973 году им же и запатентованы. Активно применялись (и применяются) в домашнем аудио высоких ценовых категорий. После окончания патента конструкцию повторили с разными вариациями многие производители. В автомобильном аудио применяются, мягкого говоря, редко, но тем интересней познакомиться с исключением из правил.
Что такое «излучатели Хейла» и чем они лучше (или не лучше) обычных купольных твитеров
Сам излучающий элемент здесь – не диффузор и не купол, а прямоугольная гибкая мембрана (обычно лавсан или тефлон, в описании к SST50 это не указано). На неё нанесены токопроводящие полоски (в данном случае – алюминий, это в описании есть), всё это дело сжато в гармошку и помещено между магнитопроводами, т. е. находится в магнитном поле.
Когда через мембрану (вернее, через нанесённые токопроводящие полоски, которые можно сравнить с обмотками звуковых катушек обычных динамиков) протекает электрический сигнал, гармошка, находясь в магнитном поле, начинает деформироваться, всасывая и выталкивая воздух.
И тут вопрос – зачем городить все эти «гармошки-мармошки», когда можно быть как все – взять обычную звуковую катушку, пришпандорить к ней тот же шёлковый (алюминиевый, титановый, магниевый, бериллиевый или ещё какой – выбрать по вкусу) купол и не выпендриваться?
А фишка в том, что у обычных твитеров скорость перемещения воздуха вблизи купола не может быть иной, нежели у самого купола. Т. е. как купол толкает перед собой воздух, так звуковая волна и образуется. А у «гармошки» скорость выталкиваемого из складок воздуха может превышать скорость перемещения самих складок аж в несколько раз!
Проще говоря, лишь небольшое движение гофрированной мембраны уже создаёт значительный движ воздушной массы. И это не просто повышает эффективность излучения, в данном случае КПД вообще не главное. Такой излучатель отзывчивей преобразует мельчайшие нюансы электрического сигнала в звуковые колебания, не теряет их, ведь гофрированная мембрана легче купола сопоставимой площади, она менее инертна. Т. е. главное – это импульсный отклик.
Да, в работе «хейлов» есть нюансы, за счёт которых звучание, как правило, имеет специфичный характер и легко узнаваемо. Но в реальном использовании недостатки с лихвой перекрываются высокой детальностью. Частотный диапазон легко уходит в ультразвуковую область (хотя в данном случае это не цель, а, скорее, следствие). В нужном же нам звуковом диапазоне до 20 кГц мы получаем существенное снижение динамических искажений (не путать с гармоническими, в данном случае речь о нежелательных переходных процессах). Звучит чище, звучит детальнее – это ли не повод заморочиться?
Конструкция Steg SST50
С принципом работы, надеюсь, разобрались, вернусь к испытуемым твитерам. Они получились очень компактными. Внешний диаметр точёного алюминиевого фланца – всего 5,5 см.
Монтажная глубина – что-то около 2 см, и это уже вместе с клеммами.
Кому и этого много, фланец можно снять, «голышом» диаметр твитера – всего 4,2 см. Хотя лучше этого не делать, лицевая панель работает своего рода рупором, формируя направленность излучения.
Конструкция Steg SFF1
Здесь уже более привычная конструкция – диффузоры и моторы построены по классическим принципам традиционных динамиков.
Правда, назвать их обычными опять же язык не поворачивается. Во-первых, сами диффузоры имеют форму обращённого купола. Выполнены из алюминия, но частично покрыты чем-то, напоминающим целлюлозу (получается рисунок в виде эдакого «цветочка»). Такой бутерброд помогает добиться жёсткости в сочетании с демпфированием (устранением звонкости материала).
Сетки несъёмные, а сфотографировать так, чтобы был хорошо виден диффузор, оказалось непросто, попробовал найти ракурсы поудачней.
Обратите внимание, размер диффузора тут меньше 3,5 см, в то время как общий диаметр динамика – 7 см. Остальное пространство под ажурным защитным грилем занимает довольно широкий фланец.
Вторая особенность SFF1 в том, что они несут акустическое оформление на себе, тыльная сторона у них полностью закрытая.
При этом монтажная глубина осталось удивительно небольшой – всего около 2 сантиметров.
Это позволяет крепить их привычным врезным монтажом, как будто это крупные твитеры. Ну а для установки на поверхность в комплектах идут аккуратные пластиковые чашки. Их объёмы, как вы понимаете, в данном случае совершенно неважны.
Анализ работы супертвитеров Steg SST50
Для начала, как «видит» такой излучатель усилитель. У «хейла» нет обычной звуковой катушки, вместо неё – проводник, нанесённый «змейкой» на материал «гармошки», т. е. индуктивность, фактически, отсутствует. А это значит, что усилитель работает с таким твитером почти как с обычным резистором. Т. е. нет типичных проблем взаимодействия усилителя с динамиком, что, в свою очередь, тоже ведёт к снижению интермодуляционных искажений. Импедансная кривая – практически идеально горизонтальна во всём частотном диапазоне:
АЧХ снял в двух вариантах: при повороте твитера по горизонтали (вдоль складок «гармошки») и по вертикали (поперёк складок «гармошки»).
Если бы излучатели имели вытянутое прямоугольное окно, через которое происходит излучение, диаграмма направленности по горизонтали и вертикали заметно отличались бы. Здесь же окошко квадратное, да ещё и небольшое, так что по факту твитер излучает почти одинаково и по горизонтали, и по вертикали:
Уточню на всякий случай, это собственные АЧХ твитеров, т. е. без учёта кроссоверов. Как видите, ниже 4 кГц начинается довольно жёсткий спад отдачи, но это не значит, что их можно не подрезать снизу. Больше того, нежная конструкция излучателей заставляет как раз наоборот, настраивать ФВЧ высоко. Поэкспериментировал, при крутизне 12 дБ/октава самый минимум – это 6-7 кГц, не ниже.
Риск в том, что с излучателями Хейла, в отличие от обычных твитеров, при настройке ФВЧ довольно сложно отловить на слух частоту, ниже которой им становится плохо. Если у обычных твитеров при снижении частоты среза звук начинает грубеть, появляется звонкость и жёсткость – и это повод поднять настройку ФВЧ, то «хейлы» (SST50 – не исключение) звучат чистенько, даже если сами уже на грани перегрузки и перегрева. Короче, при настройке нужно быть осторожней, а то сдуру и сами знаете что можно сломать.
Теперь фазовая характеристика. Её суть – показывает набеги и отставания одних частотных составляющих относительно других, вызванные разного рода резонансами. Здесь, как видите, – завидная линейность в рабочем диапазоне.
Анализ работы СЧ/ВЧ динамиков Steg SFF1
У этих динамиков более привычная зависимость импеданса от частоты – с резонансом в районе 330 Гц.
Вогнутая сферическая форма излучающего диффузора плюс широкий фланец дали непривычную диаграмму направленности. Обратите внимание, по оси и под углами форма АЧХ практически не меняется, ну разве что отдача под углом чуть падает, да и то несильно.
Рабочий частотный диапазон логично определять по фазовой характеристике. В данном случае самый линейный участок графика (в котором практически нет резонансов, дающих набеги и отставания одних частотных составляющих в сигнале относительно других) – примерно от 1 кГц и до 12-15 кГц. Будем считать это рабочим частотным диапазоном.
Отпускать SFF1 работать ниже 1 кГц действительно не нужно – растут искажения.
Проба в деле и выводы. Чего ожидать, как настраивать, с чем сочетать
Собрал поканальную систему (по случаю на руках как раз был процессорный Hellion с более-менее изученным характером звучания). Если коротко, от связки SFF1 и SST50 можно добиться весьма «залипательного» звучания – лёгкого и непривычно детального. Подобное достижимо с очень немногими твитерами привычной конструкции, да и то из совсем другого ценового эшелона.
Steg SFF1 можно рассматривать как очень компактные среднечастотники с расширенным вверх частотным диапазоном. По своим свойствам похожи на купольные среднечастотники. Стыковать с мидбасовым звеном логично в районе 1 кГц, а сверху спокойно дотягивают до 12-15 кГц, т. е. самый информативный диапазон верхних частот охватывает целиком.
Чтобы получить в этом диапазоне красивое и тонально ровное звучание, лучше слегка прибрать эквалайзером частоту 4 кГц (если использовать параметрический эквалайзер, то добротность Q лучше выставлять в районе 1,5).
Steg SST50 логично применять в двух случаях. Во-первых, как полноценные твитеры в 3-полосных системах. Важное условие – среднечастотники должны нормально дотягивать хотя бы до 6-7 кГц, а диапазон выше можно смело отдавать SST50.
Единственное, в этом случае придётся внимательней отнестись к настройкам стыка с СЧ. У «хейлов» (включая SST50) довольно «резвый» импульсный отклик, они «скорострельней» привычных твитеров. Возможно, придётся «подвигать» задержками СЧ относительно ВЧ в чуть больших пределах, чем обычно, и поиграться с порядками фильтров.
Второй вариант использования SST50 – в качестве дополнительных супертвитеров, если система звучит на ВЧ слишком «темно» и недостаточно детально. Они подхватят от основной акустики эстафету в верхней октаве и как раз дадут звучанию недостающий «воздух» (настройка ФВЧ при таком использовании – от 10 кГц и выше).
SFF1: Не требуют организации акустического оформления
SST50: Непривычно высокое разрешение на ВЧ, лёгкость звучания
Симпатичный внешний вид в кастомных инсталляциях
Добротная конструкция, аккуратная сборка
АМТ сложнее стыковать с СЧ звеном, чем традиционные твитеры
Если нужна низкая частота стыка с мидбасовым звеном, SFF1 не подойдут